ул.Симферопольская
дом 5, офис 9
Корзина
Корзина пуста
Виды неисправностей стабилизаторов напряжения. Ресанта реле напряжения
Однофазное реле контроля напряжения
Согласно ГОСТ 29322-92 напряжение в электросети нашей страны должно быть в пределах 230 В при одной фазе и 400 В между фазами.Но проблемы с постоянной величиной напряжения имеют место быть. Например при «отгорании нуля», если у вас в это время низкая нагрузка, то напряжение будет стремится к 380 В.Возможно и резкое снижение напряжения, что тоже вредно для электроприборов.Решать проблему скачков напряжения в сетях помогают специальные устройства — реле контроля напряжения. Наши производители такие реле нам предлагают, но цена… около 2000 руб и выше.А у китайских товарищей по 500 можно взять. Чисто интуитивно наши мне больше нравятся, но для начала попробую китайские. Фото покупок
mysku.me
Виды неисправностей стабилизаторов напряжения
«Ресанта» - один из лидеров по производству электрического оборудования в нашей стране. Уже более 15 лет оборудование этой торговой марки известно на просторах России и стран СНГ. Во множестве домов стабилизаторы «Ресанта» обеспечивают стабильную работу сетей электроснабжения. Но, как и все остальные приборы, стабилизаторы требуют правильных условий эксплуатации или ремонта после длительного срока службы. Эта статья посвящена возможным поломкам стабилизаторов «Ресанта», ремонту поврежденных элементов и правильным условиям эксплуатации.
Для начала разберем принцип работы и устройства стабилизаторов данной марки. Основные элементы стабилизаторов «Ресанта»: электронный блок, вольтметр, автоматический трансформатор, блок подключения/отключения обмоток.
Принцип стабилизации напряжения стабилизаторов «Ресанта» - это управление всех стабилизаторов посредством электронного блока. Электронный блок считывает информацию с вольтметра и получает данные о входном напряжении. Далее происходит сравнение нормированного напряжения и действительного и только после этого электронный блок определяет, какие обмотки стабилизатора включить или отключить и, соответственно, сколько вольт прибавить или отнять.
Обмотки включаются и отключаются с помощью реле или сервопривода. В результате, на выходе из стабилизатора мы получаем нормальное напряжение. Это принцип работы, по которому работают все стабилизаторы «Ресанта», отличаются они только процессом стабилизации напряжения из-за различного подключения или отключения обмоток.
Рассмотрим каждый тип оборудования. Компания «Ресанта» выпускает стабилизаторы электромеханические и релейные.
Электромеханический тип стабилизаторов «Ресанта»
Отличительной особенностью данных моделей является наличие сервопривода. Этот элемент осуществляет переключение обмоток трансформатора. Переключение происходит плавно и без резких скачков, поэтому данные модели стабилизаторов отличаются точной регулировкой напряжения на выходе.
Сервопривод представляет собой конструкцию из двигателя и щетки. Когда происходит вращение якоря двигателя, начинается вращение щетки и контакта с обмоткой трансформатора. Щетка имеет ширину, позволяющую контактировать двум обмоткам одновременно для исключения потери фазы. Нормализатор создает напряжение ошибки, которое пропорционально величине и является разницей между входным напряжением и напряжением, заданным по параметрам. Сигнал ошибки может иметь две полярности, каждая из которых заставляет ось двигателя крутиться в определенном направлении. Соответствующее направление получает и щетка.
Исходя из этих особенностей работы, приведем возможные поломки и неисправности электромеханических стабилизаторов. В качестве практического примера возьмем одну из самых востребованных моделей стабилизатора Ресанта АСН-10000/1-ЭМ.
Основные неисправности электромеханических стабилизаторов:
1. Чем чаще изменения тока в сети, тем чаще происходит вращение якоря двигателя и щетки(сервопривода). Этот элемент при трении о витки обмотки чрезмерно нагревается и происходит загрязнение проводов и износ щетки, а также может стать причиной выхода из строя двигателя.
2. Поломка двигателя автоматически выводит из строя каскад управления двигателем, который собран на основе транзисторов Q2 ТIР41С и Q1ТIР42С.
3. После сгорания транзисторов Q2 ТIР41С и Q1ТIР42С автоматическому выходу из строя подвергаются резисторы R45 и R46.
Итак, при выходе из строя двигателя, будьте готовы к замене всех вышеперечисленных элементов. Сам двигатель можно заменить на новый, а можно подвергнуть самостоятельной реставрации, но только в том случае если вы имеете определенные навыки.
Для восстановления самого двигателя:
- произведите его отключение от общей схемы.
- подключите к источнику питания с постоянным напряжением в 5 Вольт. Сила тока тоже должна соответствовать определенным параметрам, от 90-160мА. При подаче такого тока щетки двигателя автоматически очищаются от частиц мусора, методом выгорания. При подаче тока поменяйте полярность несколько раз, это позволит улучшить результат.
- подключите двигатель в стабилизатор придерживаясь схемы. После такой процедуры ваш стабилизатор вернется в рабочее состояние.
Релейные стабилизаторы «Ресанта»
Основные неисправности релейных стабилизаторов «Ресанта» значительно отличаются от неисправности электромеханических, соответственно и ремонт имеет отличительные черты.
Релейные модели отличаются скачкообразным выравниваем напряжения. Принцип работы: одно реле отключает/включает определенное количество витков обмотки или поочередно подключает витки и останавливает на нужном. В моделях релейного типа витки поделены на группы и каждая имеет свой вывод, который и подает ток при включении. Релейные стабилизаторы «Ресанта» состоят из четырех реле (исключение - модели СПН, имеющие пять реле) и, соответственно, количество выводов тоже четыре. Когда происходит отключение и включение каждого из реле, скачок напряжения на выходе порой составляет до 20Вольт.
Основные неисправности релейных стабилизаторов:
1. Основным рабочим узлом релейных стабилизаторов является реле, именно эта деталь нормализует ток. Соответственно, чем чаще происходят скачки напряжения, тем большему износу оно подвергается. Этот компонент при выходе из строя может сгореть или залипнуть.
2. При выходе из строя контактов реле последующей поломкой буду транзисторные ключи, которые полностью подлежат замене. Они различаются в зависимости от моделей стабилизатора. К примеру, стабилизатор Ресанта АСН-5000/1-Ц содержит транзисторы D882Р. Все транзисторы стабилизаторов «Ресанта» можно купить в большинстве магазинов, только необходимо изучить модификацию по схеме стабилизатора. Можно отреставрировать контакты реле самостоятельно - снимаем крышку реле, освобождаем подвижный контакт от пружины и снимаем его, очищаем контакт от нагара с помощью наждачной бумаги (нулевки), эту же процедуру проводим и с верхним и нижним контактом, после очистки обрабатываем все детали очищенным бензином и производим сборку, согласно схеме.
Диагностика стабилизаторов
После проведения всех ремонтных работ для любой из моделей стабилизаторов необходимо произвести проверку. Для этой цели лучше всего использовать автотрансформатор или ЛАТР.
Подключаем к этому прибору диагностируемый стабилизатор и изменяем напряжение. В качестве нагрузки используем лампу накаливания. При изменении напряжения будет видна работа стабилизатора. И только после проверки стабилизатора на корректную работу производим его подключение к сети электропитания.
Все модели стабилизаторов могут выходить из строя из-за неправильных условий эксплуатации. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать правила, которые помогут вам надолго сохранить прибор в рабочем состоянии:
1. Не допускайте работу стабилизатора длительное время при пониженном напряжении, меньше 160В. Если напряжение падает до критической точки следует ограничить потребляемую мощность(нагрузку), перераспределив нагрузку и не используя мощные приборы, без которых можно обойтись. Если у вас очень часто наблюдается пониженное входное напряжение, сократите нагрузку на 50%. Например, у вас стоит стабилизатор напряжения Ресанта Доминго ДЕС- 12000/1-Ц, его мощность 12кВт, на время критических снижений напряжения снизьте потребляемую мощность до 6кВт. Есть и другой способ выйти из ситуации при постоянных пиковых снижениях напряжения — приобрести стабилизатор «Ресанта» из линейки стабилизаторов для пониженного напряжения. Эти модели стабилизаторов способны работать при критически низком напряжении в 90В!
2. Мощность стабилизатора должна быть на 10% больше, чем суммарная мощность всех потребителей, работающих одновременно. Недопустимо допускать работу прибора при полной нагрузке. Более подробные расчеты мощности для стабилизатора в нашей статье «Необходимость покупки стабилизатора»
Каждая единица оборудования в нашей компании имеет идентификационные данные, они регистрируются на всех этапах: при производстве, продаже и даже ремонте в СЦ. Покупая у нас продукцию Ресанта, Huter и Вихрь, Вы можете быть уверены в её 100% подлинности! Даем гарантию на все агрегаты и оборудование на этом сайте! Покупая у нас Вы можете быть уверены в том что получите 100% оригинальный товар, гарантию и обслуживание в нашем Сервисном центре
Ремонт стабилизаторов напряжения сети «Ресанта»
Читать все новости ➔
«Хроническая» нестабильность сетевого напряжения стала почти нормой в домах частного сектора. В пиковые нагрузки, особенно зимой, происходит понижение сетевого напряжения до критического минимума. Эти негативные факторы вынуждают потребителя приобретать стабилизаторы напряжения сети, которые иногда выходят из строя. В этой статье автор делится своим опытом ремонта стабилизаторов напряжения «Ресанта».
Рынок стабилизаторов представлен широким спектром торговых марок: Progress, «Штиль», WUSLEY SASSIN, «Ресанта», «Энергия», СПНБ, Solby, «ЩИТ», ТСС, «Калибр», Lider, СТЭМ, СТС, Ortea, Volter, Voltguard, Vega, Pilot, Legat, APC, FNEX, Orion, CCK.
«Ресанта» - популярная торговая марка крупнейшего латвийского производителя электротехнического оборудования. Рассмотрим ремонт двух моделей стабилизаторов фирмы «Ресанта»: АСН-10000/1-ЭМ мощностью 10 кВт и СПН-9000 мощностью 9 кВт. Обе модели по своим техническим характеристикам востребованы на потребительском рынке, и могут быть использованы в квартире, доме и небольшом офисе. Первая модель относится к типу электромеханических стабилизаторов, вторая - к типу электронных стабилизаторов с цифровой индикацией. Оба стабилизатора относятся к классу однофазных стабилизаторов. Они отличаются принципом работы, но имеют свои сильные и слабые стороны.
Ремонт электромеханического стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ
Принципиальная электрическая схема стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ показана на рис.1, печатная плата контроллера этого стабилизатора - на фото 1.
Принцип действия электромеханических стабилизаторов основан на плавном и точном регулировании выходного напряжения. Изменение напряжения происходит за счёт скольжения электрического контакта по обмотке автотрансформатора с помощью электропривода. В стабилизаторе вырабатывается напряжение ошибки, которое усиливается операционным усилителем и транзисторным выходным каскадом (усилителем мощности), а затем оно подаётся на двигатель. В зависимости от полярности сигнала ошибки ось двигателя вращается в ту или иную сторону. На оси двигателя закреплён ползунок, который перемещается по обмотке автотрансформатора, тем самым, нормализуя выходное напряжение.
Рассмотрим одну характерную неисправность, возникающую в процессе эксплуатации электромеханических стабилизаторов, на примере АСН-10000/1-ЭМ фирмы «Ресанта» и методы ее устранения.
Отсутствует стабилизация выходного напряжения. Уровень выходного напряжения может быть различным и находиться в неизменном состоянии. Ощущается запах перегретых компонентов. «Ахиллесовой пятой» электромеханических стабилизаторов является реверсивный двигатель. Контроллер стабилизатора постоянно отслеживает уровень выходного напряжения. В результате этого, ротор двигателя находится почти в постоянном вращении, что приводит к преждевременному износу двигателя. После остановки двигателя может выйти из строя выходной каскад управления двигателем, собранный на комплементарной паре транзисторов Q1 TIР42С и Q2 TIР41С (рис.1). Кроме этих транзисторов от перегрева выгорают резисторы R45 и R46, включенные в их коллекторную цепь. Их сопротивление 10 Ом, а мощность 2 Вт. Не лишним будет проверить также линейный стабилизатор, собранный на транзисторе Q3 TIР41С и стабилитроне DМ4.
Рис. 1. Схема стабилизатора Ресанта АСН-10000/1-ЭМ
Безусловно, изношенный двигатель требует замены, но при невозможности замены можно попытаться его отреставрировать. Один из простых способов реанимации неисправного двигателя следующий:
- отключить двигатель от схемы;
- подать на его выводы постоянное напряжение 5 В от мощного источника питания, например от компьютерного блока питания ATX.
При этом происходит отжиг мелких частиц «мусора» на щётках двигателя.
Нормальный ток потребления двигателя должен быть в пределах 90.. .160 мА.
Поскольку двигатель реверсивный, напряжение на двигатель следует подавать дважды со сменой полярности. После этих нехитрых манипуляций работоспособность двигателя временно восстанавливается.
Ремонт электронных стабилизаторов
Принцип действия электронных стабилизаторов основан на дискретном (ступенчатом) регулировании выходного напряжения. Стабилизация напряжения в автоматическом режиме обеспечивается микропроцессором. Коммутация отводов автотрансформатора производится скачкообразно с помощью мощных электрических реле, управляемых транзисторными ключами. Дискретность переключения различных стабилизаторов колеблется от 5 до 20 В. Соответственно, чем меньше это значение, тем стабильнее выходное напряжение.
Рассмотрим две характерные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электронных стабилизаторов, на примере СПН-9000. Стабилизация не работает при снижении входного напряжения от ~220V до ~170V, либо при повышении его выше ~220 В. При этом в обоих случаях отсутствия стабилизации выходное напряжение меняется синхронно с входным. Иногда при включении стабилизатора выбивает пробки, то есть срабатывает защита от короткого замыкания. Основная «болезнь» электронных стабилизаторов напряжения - обгорание и залипание контактов реле (фото 2).
Из-за неисправных реле выходят из строя ключи, собранные на транзисторах 2SD882 производства NEC. Реле (все пять штук) заменяют новыми, либо реставрируют. Для этого снимают крышки с реле, затем снимают подвижный контакт, освобождают его от пружины и с помощью наждачной бумаги «нулёвка» тщательно очищают все контакты реле (верхний, подвижный и нижний). Затем окончательно очищают все контакты бензином «Галоша» и собирают реле в обратном порядке. Потом выпаивают все пять транзисторов 2SD882 и проверяют целостность переходов. При необходимости, заменяют транзисторы новыми.
Совсем недавно пришлось ремонтировать стабилизатор напряжения с периодическим дефектом. Внешне этот дефект проявлялся как хаотическое отображение включающихся сегментов дисплея, сопровождающееся хаотическим срабатыванием реле. Этот дефект получил кодовое название «вьюга». Возникает из-за холодной пайки кварцевого резонатора XTA1 с рабочей частотой 8 МГц. Понятно, что из-за этого не будет нормально работать микроконтроллер U2 (маркировка заклеена этикеткой). Необходимо учесть, что выводы проблемного кварцевого резонатора плохо облуживаются. Поэтому лучше всего его выпаять, зачистить его выводы наждачной бумагой «нулёвка», затем качественно их облудить, подпаять и установить XTA1 на место.
Не лишней при ремонте стабилизатора будет проверка всех электролитических конденсаторов на плате контроллера. Дело в том, что производитель использует дешёвые конденсаторы торговой марки JAKEC крайне невысокого качества. Измеряют не только их ёмкость, но и ESR. На этом ремонт стабилизатора напряжения можно считать законченным. Затем стабилизатор напряжения включают и проверяют его работоспособность.
Рекомендации
Для проверки работоспособности, а также при диагностике стабилизаторов напряжения, входное напряжение нужно подавать через ЛАТР. Это позволит изменять входное напряжение в больших пределах.
В качестве нагрузки можно использовать лампы накаливания ~220 В.
При диагностике стабилизаторов напряжения необходимо соблюдать меры предосторожности.
При эксплуатации стабилизаторы напряжения необходимо отключать перед грозой.
Стабилизаторы напряжения требуют регулярного обслуживания для сохранения рабочего ресурса. Поэтому не реже чем раз в полгода требуется проводить техническое обслуживание стабилизаторов напряжения. Невыполнение этого правила может привести к их поломке.
Автор: Анатолий Горячкин, г. Кыштым, Челябинской обл.
Возможно, Вам это будет интересно:
meandr.org