Схема зу для автомобильного аккумулятора с регулировкой тока. Регулятор тока для зарядного устройства аккумулятора
SET 8-861-260-24-40, 8 (989) 212 27 02
Заказать обратный звонок
г.Краснодар,
ул.Симферопольская
дом 5, офис 9
Пн-Вс с 9:00 до 18:00

Корзина

Корзина пуста

Выбрать товар

ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА. Схема зу для автомобильного аккумулятора с регулировкой тока


Три простые схемы регулятора тока для зарядных устройств

Мы уже рассматривали много схем регуляторов напряжения для самых разных целей, сегодня же я вам покажу три простые схемы регуляторов постоянного тока, которые стоит взять на вооружение, так как они универсальны и могут быть использованы не только в зарядных устройствах, но и во многих самодельных конструкциях, включая и лабораторные блоки питания.

Регулятор тока по идее не многим отличается от регулятора напряжения, стоит заметить, что есть понятие стабилизатор тока.

В отличие от регулятора он поддерживает стабильный выходной ток независимо от напряжения на входе и выходной нагрузки.

Сегодня мы рассмотрим пару вариантов стабилизатора и один регулятор общего применения, стабилизатор тока неотъемлемая часть любого нормального лабораторного блока питания или зарядного устройства, предназначен он для ограничения тока подаваемого в нагрузку.

Важный момент… во всех трех вариантах в качестве датчика тока использованны шунты, по сути это низкоомные резисторы, для увеличения выходного тока любой из перечисленных схем нужно будет снизить сопротивление шунта экспериментальным образом.

Кстати ссылки на все печатные платы найдёте в конце статьи. Нужное значение тока выставляют вручную, как правило вращением переменного резистора.

Все три варианта которые мы сегодня рассмотрим работают в линейном режиме, а значит силовой элемент — транзистор. При больших нагрузках будет нагреваться и нуждается в охлаждении.

Постараюсь пояснить принцип работы схем максимально простыми словами…

Первая схема отличается максимальной простотой и доступностью компонентов, всего два транзистора, один из них управляющий, второй же является силовым, по которому протекает основной ток.

Датчик тока или шунт представляет из себя низкоомный проволочный резистор, при подключении выходной нагрузки на этом резисторе образуется некоторое падение напряжения, чем мощнее нагрузка, тем больше падение.

Такого падения напряжения достаточно для срабатывания управляющего транзистора, чем больше падение, тем больше приоткрыт этот транзистор.

Резистор R1 задаёт напряжение смещения для силового транзистора, именно благодаря ему основной транзистор находится в открытом состоянии.

Ограничение тока происходит за счет того, что напряжение на базе силового транзистора, которое было образовано резистором R1, грубо говоря затухается или замыкается на плюс питания через открытый переход маломощного транзистора. Этим силовой транзистор будет закрываться, следовательно ток протекающий по нему уменьшается вплоть до полного нуля.

Резистор R2 по сути обычный делитель напряжения, которым мы можем задать как бы степень приоткрытости управляющего транзистора, а следовательно управлять и силовым транзистором, ограничивая ток протекающий по нему.Увеличить общий ток коммутации этой схемы, можно дополнительными силовыми транзисторами, подключенных параллельно. Так как характеристики даже одинаковых транзисторов будут отличаться, в их коллекторную цепь добавлены резисторы, они предназначены для выравнивания токов через транзисторы, чтобы последние были нагружены равномерно.

Вторая схема построена на базе операционного усилителя, её неоднократно использовал в зарядных устройствах для автомобильных аккумуляторов, в отличие от первого варианта эта схема является именно стабилизатором тока.Как и в первой схеме, тут также имеется датчик тока или шунт, операционный усилитель фиксирует падение напряжения на этом шунте, всё по уже знакомой нам схеме.

Усилитель сравнивает напряжение на шунте с опорным, которое задается стабилитроном. Переменным резистором мы искусственно меняем опорное напряжение, операционный усилитель в свою очередь постарается сбалансировать напряжение на входах, путём изменения выходного напряжения.

Выход операционного усилителя управляется мощным полевым транзистором.

То есть, принцип работы мало, чем отличается от первой схемы за исключением того, что тут имеется источник опорного напряжения в лице стабилитрона.

Эта схема также работает в линейном режиме и силовой транзистор при больших нагрузках будет сильно нагреваться и ему необходим радиатор, кстати возможно применение биполярных транзисторов.

Последняя схема построена на базе популярной интегральной микросхемы стабилизатора LM317, это линейный стабилизатор напряжения но имеется возможность использовать микросхему в качестве стабилизатора тока.

Нужный ток задается переменным резистором. Недостатком схемы является то, что основной ток протекает именно по ранее указанному резистору и естественно тот нужен мощный, очень желательно использование проволочных резисторов.

Максимально допустимый ток для микросхема LM317 составляет около полтора ампера, увеличить его можно дополнительным силовым транзистором, в этом случае микросхема уже будет в качестве управляющей, следовательно нагреваться она не будет.

Взамен будет нагреваться транзистор и от этого никуда не денешься.

Архив к статье; скачать…

Автор; АКА Касьян

xn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai

Регулятор тока зарядного устройства — Поделки для авто

В конструкции самодельного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора важной частью является узел стабилизации и ограничения тока. Такой узел дает возможность выставить любой угодный ток заряда, при этом будет делать это за счет повышения или понижения выходного напряжения.

Схема предложенная в статье может отлично работать в совместимости с любым зарядным устройством.

Вариант реализации такого блока до безобразия прост  и собран на одном элементе ОУ.Зарядное устройство должно отдавать напряжение 13,5-14,5 Вольт при токе до 10 Ампер.Полевой транзистор — основной силовой элемент и весь ток проходит по нему, поэтому обязательно устанавливают на теплоотвод.

 

Можно использовать низковольтные полевые транзисторы с током от 20 , а еще лучше от 40 Ампер. Для наших целей отлично подойдут мощные N- канальные полевые транзисторы типа IRF3205, IRFZ44/46/48 iили аналогичные.

Силовой шунт в моем случая в виде низкоомного резистора, если кому лень искать, можете использовать шунт , который стоит в дешевых китайских мультиметрах, такие шунты можно использовать для довольно точных замеров при токах до 10-14Ампер.

Полевой транзистор при желании можно заменить на биполярный, но с учетом того, что последний должен иметь большой ток коллектора, к примеру КТ819ГМ или КТ8101 из наших , тоже устанавливают на теплоотвод.

ОУ в моем варианте задействован сдвоенный , типа ЛМ358, но можно использовать и одиночные операционные усилители, к примеру — TL071/081

Автор; АКА Касьян

Похожие статьи:

xn----7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai

ПРОСТОЕ РЕГУЛИРУЕМОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ

Попалась в интернете схема двухканального зарядного устройства. Я не стал делать сразу на два канала, так как не было необходимости - собрал один. Схема вполне рабочая и заряжает прекрасно.

Схема ЗУ для автоаккумуляторов

Характеристики зарядного устройства

  • Напряжение сети 220 В.
  • Выходное напряжение 2 х 16 В.
  • Ток заряда 1 - 10 А.
  • Ток разряда 0,1 - 1 А.
  • Форма тока заряда – однополупериодный выпрямитель.
  • Ёмкость аккумуляторов 10 - 100 А/ч.
  • Напряжение заряжаемых аккумуляторов 3,6 - 12 В.

Описание работы: это зарядно-разрядное устройство на два канала с раздельной регулировкой тока заряда и тока разряда, что очень удобно и позволяет подобрать оптимальные режимы восстановления пластин аккумулятора исходя из их технического состояния. Использование циклического режима восстановления приводит к значительному снижению выхода газов сероводорода и кислорода из-за их полного использования в химической реакции, ускоренно восстанавливается внутреннее сопротивление и ёмкость до рабочего состояния, отсутствует перегрев корпуса и коробление пластин. 

Ток разряда при зарядке ассиметричным током должен составлять не более 1/5 тока заряда. В инструкциях заводов изготовителей перед зарядкой аккумулятора требуется произвести разрядку, то есть провести формовку пластин перед зарядом. Искать подходящую разрядную нагрузку нет необходимости, достаточно выполнить соответствующее переключение в устройстве. Контрольную разрядку желательно проводить током в 0,05С от ёмкости аккумулятора в течении 20 часов. Схема позволяет провести формовку пластин двух аккумуляторов одновременно с раздельной установкой разрядного и зарядного тока. Регуляторы тока представляют ключевые регуляторы на мощных полевых транзисторах VT1,VT2.В цепях обратной связи установлены оптопары, необходимые для защиты транзисторов от перегрузки. При больших токах заряда влияние конденсаторов C3,C4 минимальное и почти однополупериодный ток длительностью 5 мс с паузой в 5 мс ускоряет восстановление пластин аккумуляторов, за счёт паузы в цикле восстановления, не возникает перегрева пластин и электролиза, улучшается рекомбинация ионов электролита с полным использованием в химической реакции атомов водорода и кислорода.

Конденсаторы С2,С3 работая в режиме умножения напряжения, при переключении диодов VD1,VD2, создают дополнительный импульс для расплавления крупнокристаллической сульфатации и переводе окисла свинца в аморфный свинец. Регуляторы тока обеих каналов R2, R5 питаются от параметрических стабилизаторов напряжения на стабилитронах VD3, VD4. Резисторы R7, R8 в цепях затворов полевых транзисторов VT1, VT2 ограничивают ток затвора до безопасной величины.

Транзисторы оптопар U1, U2 предназначены для шунтирования напряжения затвора полевых транзисторов при перегрузке зарядным или разрядным токами. Напряжение управления снимается с резисторов R13, R14 в цепях стока, через подстроечные резисторы R11, R12 и через ограничительные резисторы R9, R10 на светодиоды оптопар. При повышенном напряжении на резисторах R13, R14 транзисторы оптопар открываются и снижают напряжение управления на затворах полевых транзисторов, токи в цепи сток-исток понижаются.

Режим заряда устанавливается переключателями SA1, SA2 в верхнее положение, разряда в нижнее положение. Полевые транзисторы крепятся для охлаждения на отдельные радиаторы. Светодиоды HL1, HL2 показывают правильную полярность подсоединения аккумуляторов в зарядную цепь.

После подключения аккумулятора переключатель режима SA1 или SA2 переводится в режим разряда. Регулятором тока, при включенной сети, устанавливается ток разряда в указанных выше пределах. После снижения тока разряда до нулевого значения через 6-10 часов переключатель режима переводится в верхнее положение – заряд, регулятором тока устанавливается рекомендуемое значение зарядного тока. Через 6-10 часов заряда ток должен упасть до величины подзаряда.

Далее провести повторный разряд. При полной ёмкости 10-ти часового разряда (напряжение не ниже 1,9 Вольта на элемент), провести повторный 10-ти часовой заряд. Проводить зарядно-разрядный цикл аккумулятора рекомендуется даже при отличном его состоянии, легче кристаллизацию устранить в начале эксплуатации и не ждать когда она перейдёт в «застарелую» сульфатацию с ухудшением всех параметров аккумулятора.

Сделал печатку под схему, надеюсь кому нибудь потребуется. На схеме есть опечатка, оптотрон не АОУ110Б (таких нет в природе), а АОТ110Б. В качестве диода VD1, применил КД213 и установил его на радиатор. Насчёт замены оптотрона, тут как мне кажется подойдут из современных 4N32, ну а симисторная оптопара MOC3062 не знаю. В принципе а почему бы и нет?! Если предварительно на макетке собирать, то можно многие оптопары "обкатать" на этой схеме.

Испытания уже проводил без корпуса. При токе зарядки 5 А, радиатор транзистора еле тёплый, радиатор диода КД213 немного сильнее нагрет. Аккумулятор автомобиля заряжался около часа, ток зарядки упал до номинального при достижении 14,8 вольт. Напряжение окончания зарядки выбрал с помощью резистора R11, резистор установил многооборотный, на переднюю панель не стал ставить R11, так как нет необходимости. Просто выставил напряжение окончания и всё. Да, сильно греется R13, на схеме он 10 Вт, может придётся установить ещё более мощный. На этом всё, с вами был Demo.

   Форум по ЗУ

   Обсудить статью ПРОСТОЕ РЕГУЛИРУЕМОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ

radioskot.ru

Регулятор тока для зарядного устройства аккумулятора — Поделки для авто

Зачастую при изготовлении самодельных зарядных устройств для аккумулятора, а также в дешевых покупных зарядных устройствах, разработчики забывают о такой важной функции как регулятор тока. В большинстве случаев он задается автоматически в зависимости от степени просадки аккумулятора и прочих факторов.

Регулятор тока в свою очередь позволяет выставить необходимое значение тока без просадки напряжения. Это полезно для аккумулятора и не приведет к критическим режимам зарядки, что естественно увеличит его срок службы и предотвратит от не желательных отказов.

Приведенная схема представляет собой источник тока, для установки ее на зарядное устройство, от схемы нужно отсечь трансформатор и выпрямительный мост и установить обвес на выход зарядного устройства. Принцип действия простой переменником и управляющим транзистором КТ814, управляется силовой транзистор КТ837, с помощью амперметра и подкруткой переменного резистора устанавливается необходимое значения тока ограничения.

Все номиналы указаны на схеме, ваттность переменного резистора должна составлять не менее 1 Вт. Мощность резистор R1 не менее 20 Вт, можно поставить и 10 Вт, но греться будет прилично и скорее всего быстро выйдет из строя. Силовой транзистор КТ837 устанавливаем на теплоотвод. После сборки проверти максимально возможное значение тока, возможно пожжёте пару раз транзистор и резисторы.

Если значение тока не достаточное можно заменить резистор R1 на более низкий номинал, например, 0,33 Ом. Если вам необходимо значение тока в 7 А и выше, транзистор КТ837 уже не подойдет, его необходимо будет заменить на более мощный, например, КТ818ГМ. Остальные резисторы берем мощностью не менее 1 Вт. Стабилитрон или такой же как указан на схеме (Д814А) или его аналог.

Автор; Ака Касьян

Похожие статьи:

xn----7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai

Автомобильное зарядное устройство своими руками

ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО С ТАЙМЕРОМ

    Пуск зарядного устройства производится нажатием кнопки "пуск" на лицевой панели, при этом на схему подаётся питающее напряжение, реле К1 срабатывает и обеспечивает "самоподхват".    По окончании зарядки реле К1 срабатывает, и схема полностью отключается от сети. Настройка схемы очень похожа на настройку предыдущей схемы и здесь не описывается - собственно, это вариант предыдущей схемы.     В качестве переключателя режима работы SA1 можно использовать подходящий тумблер с тремя фиксированными состояниями. Реле К1 типа РП-21 или аналогичное с катушкой на 24 В. и контактами, способными коммутировать переменный ток 5 А., 220 В.

 

 

ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО СО СТАБИЛИЗАТОРОМ ТОКАИ КОНТРОЛЕМ НАПРЯЖЕНИЯ ЗАРЯДКИ

    Ещё одно зарядное устройство собрано по схеме ключевого стабилизатора тока с узлом контроля достигнутого напряжения на аккумуляторе для обеспечения его отключения по окончании зарядки. Для управления ключевым транзистором используется широко распространённая специализированная микросхема TL494 (KIA494, КА7500В, К1114УЕ4).    Устройство обеспечивает регулировку тока заряда в пределах 1- б А. (10 A. max) и выходного напряжения 2 - 20 В. Ключевой транзистор VT1, диод VD5 и силовые диоды VD1 - VD4 через слюдяные прокладки необходимо установить на общий радиатор площадью 200 - 400 кв. см.    Наиболее важным элементом в схеме является дроссель L1. От качества его изготовления зависит КПД схемы. Требования к его изготовлению описаны в предыдущей схеме. В качестве сердечника можно использовать импульсный трансформатор от блока питания телевизоров ЗУСЦТ или аналогичный.    Очень важно, чтобы магнитопровод имел щелевой зазор примерно 0,5 ... 1,5 мм для предотвращения насыщения при больших токах. Количество витков зависит от конкретного магнитопровода и может быть в пределах 15 - 100 витков провода ПЭВ-2 2,0 мм. Если количество витков избыточно, то при работе схемы в режиме номинальной нагрузки будет слышен негромкий свистящий звук. Как правило, свистящий звук бывает только при средних токах, а при большой нагрузке индуктивность дросселя за счёт подмагничивания сердечника падает и свист прекращается.    Если свистящий звук прекращается при небольших токах и при дальнейшем увеличении тока нагрузки резко начинает греться выходной транзистор, значит площадь сердечника магнитопровода недостаточна для работы на выбранной частоте генерации - необходимо увеличить частоту работы микросхемы подбором резистора R4 или конденсатора СЗ или установить дроссель большего типоразмера.

 

    При отсутствии силового транзистора структуры p-n-р в схеме можно использовать мощные транзисторы структуры n-p-п, как показано на рисунке.

    В качестве диода VD5 перед дросселем L1 желательно использовать любые доступные диоды с барьером Шоттки, рассчитанные на ток не менее 10 А. и напряжение 50В, в крайнем случае, можно использовать среднечастотные диоды КД213 , КД2997 или подобные импортные. Для выпрямителя можно использовать любые мощные диоды на ток 10А или диодный мост, например КВРС3506, МР3508 или подобные. Сопротивление шунта в схеме желательно подогнать под требуемое.     Диапазон регулировки выходного тока зависит от соотношения сопротивлений резисторов в цепи вывода 15 микросхемы. В нижнем по схеме положении движка переменного резистора регулировки тока напряжение на выводе 15 микросхемы должно совпадать с напряжением на шунте при протекании через него максимального тока.    Переменный резистор регулировки тока R3 можно установить с любым номинальным сопротивлением, но потребуется подобрать смежный с ним постоянный резистор R2 для получения необходимого напряжения на выводе 15 микросхемы. Переменный резистор регулировки выходного напряжения R9 также может иметь большой разброс номинального сопротивления 2 - 100 кОм.    Подбором сопротивления резистора R10 устанавливают верхнюю границу выходного напряжения. Нижняя граница определяется соотношением сопротивлений резисторов R6 и R7, но её нежелательно устанавливать меньше 1 В.    Микросхема установлена на небольшой печатной плате 45 х 40 мм., остальные элементы схемы установлены на основании устройства и радиаторе. Монтажная схема подключения печатной платы приведена на рисунке справа.

   В схеме использовался перемотанный силовой трансформатор ТС180, но в зависимости от величины требуемых выходных напряжений и тока мощность трансформатора можно изменить. Если достаточно выходного напряжения 15 В. и тока б А., то достаточно силового трансформатора мощностью 100 Вт. Площадь радиатора, также можно уменьшить до 100 - 200 кв. см.    Устройство может использоваться как лабораторный блок питания с регулируемым ограничением выходного тока. При исправных элементах схема начинает работать сразу и требует только подстройки.

 

ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕННОЙ МОЩНОСТИ

    Наибольшие проблемы вызывает изготовление накопительного дросселя L1, выбор ключевого транзистора и выходного диода. Параллельное включение нескольких мощных транзисторов проблему не очень решает, т. к. требуется выровнять падения напряжения на каждом транзисторе, в противном случае, основную нагрузку по току возьмёт на себя один из транзисторов и быстро перегреется. Если в качестве ключевого транзистора использовать мощные силовые N- канальные полевые транзисторы, например, IRFP264, потребуется дополнительный узел, обеспечивающий превышение напряжения на затворе на 15 В. В относительно истока, подключенного к накопительному дросселю.    Номенклатура Р - канальных силовых полевых транзисторов, которые проще внедрить в схему, достаточно мала и не позволяет найти приемлемый вариант. Можно использовать силовые n-p-п транзисторы BUX20, специально предназначенные для таких устройств и обеспечивающие ток коммутации до 50 А., но схему придётся усложнить, т. к. эти транзисторы имеют малый коэффициент усиления и иную структуру. Наиболее просто увеличить выходной ток в ранее рассмотренной схеме - это применить двухтактное ключевое регулирование, дополнив схему ещё одним накопительным дросселем, ключевым транзистором и диодом. Предлагаемая схема обеспечивает такие возможности. Требования к изготовлению накопительных дросселей аналогичны.    Транзисторы VI, VT2, выходные диоды VD3, VD4 и диодный мост VD1 устанавливаются через слюдяные прокладки на общий радиатор, в качестве которого можно использовать металлическое днище прибора. Настройка схемы ничем не отличается от ранее описанной и не приводится.    Из-за повышенных рассеиваемых мощностей в качестве накопительных конденсаторов CI, С5 следует использовать только конденсаторы больших размеров и с повышенным рабочим напряжением.

 

   По материалам сайта http://kravitnik. narod. ru

   

Адрес администрации сайта: [email protected]   

 

soundbarrel.ru

Зарядное со стабилизацией тока | Все своими руками

Опубликовал admin | Дата 25 декабря, 2013

     Эта статья является ответом на вопрос одного из посетителей сайта. Схема зарядного устройства для аккумуляторов приведена на рисунке 1.

     Вообще схема является одной из типовых схем включения трехвыводного, регулируемого интегрального стабилизатора положительного напряжения LM317, российский аналог — КР142ЕН12А.

     Схема работает следующим образом. При небольшом токе, протекающем через сопротивление нагрузки, схема ведет себя, как обычный стабилизатор напряжения, выходное напряжение, которого выставляется резистором R3. Сопротивление данного резистора можно рассчитать по приведенным формулам. При уменьшении сопротивления нагрузки, т.е. увеличении тока, протекающего через микросхему, увеличивается падение напряжения на резисторе R1. Когда напряжение на этом резисторе приблизится в напряжению открывания транзистора VT2, это примерно, где то 0,6 В, через последний начнет протекать часть тока нагрузки. Это значит, что после определенной величины нагрузочного тока, весь основной ток примет на себя мощный транзистор. Максимальный ток стабилизатора в данном случае будет ограничиваться максимальным током коллектора примененного транзистора. Но в схеме есть система ограничения тока, состоящая из транзистора VT1 и резистора R2. В данном случае резистор R2 является датчиком тока и от его величины будет зависеть уровень его ограничения. Схема ограничения тока работает следующим образом. Допустим, по какой-то причине увеличился ток, протекающий через транзистор VT2, увеличилось и падение напряжения на резисторе R2 – датчике тока. Когда это напряжение достигнет примерно опять-таки же 0,6 В, начнет открываться транзистор VT1 и собой шунтировать переход база-эмиттер транзистора VT2, уменьшая тем самым его ток коллектора. Наступает режим ограничения тока. При сопротивлении резистора R2 0,1 Ом и учитывая, что для открывания кремниевых транзисторов необходимо напряжение примерно 0,6 В, получим, что ограничение тока наступит примерно на уровне 6 А. I = U/R = 0,6/0,1 = 6.Недостатком этой схемы является невозможность плавной регулировки выходного стабильного тока, но если это зарядное будет использоваться для зарядки однотипных аккумуляторов, то этим можно пренебречь. Выбор диодов зависит, конечно, от тока нагрузки. Если зарядное будет использоваться для автомобильных аккумуляторов, то в качестве сетевого трансформатора можно использовать ТС-180. Как его перемотать прочитайте здесь. Успехов. К.В.Ю.

Обсудить эту статью на - форуме "Радиоэлектроника, вопросы и ответы".

Просмотров:63 381

www.kondratev-v.ru

ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА

   Предлагаю схему зарядного устройства на импульсном стабилизаторе с возможностью установки тока и напряжения зарядки аккумулятора. Транзистор греется не сильно и радиатор нужно не большой благодаря ШИМ управлению. Одна из основных деталей это дроссель. От качества его изготовления зависит кпд схемы в целом. При использовании на токи до 10А сердечник можно взять от импульсного бп советского телека 3 усцт.

   Для предотвращения намагничивания при больших токах нужно сделать воздушный зазор между половинками сердечника, подбором зазора и настраивают дроссель на максимальное кпд. Количество витков от 10 до 50 в зависимости от конструктивных особенностей. В моем случае использовал сердечник от импульсного блока питания для DVD проигрывателя, зазор порядка 2мм, количество витков - 15, максимальный ток до 3А, но я задействую только до 2А - больше просто не нужно. Использую для зарядки герметичных аккумуляторов на 6 и 12 вольт, а так же пальчиковых аккумуляторов. В принципе можно использовать для зарядки различных аккумуляторов. В зависимости от потребностей соответственно меняется и мощность силового трансформатора.

   Печатная плата есть в архиве. Данное зарядное устройство обеспечивает регулировку тока заряда в пределах 1 ...6 А и выходного напряжения 2...20 В, что идеально подходит для зарядки автомобильных аккумуляторов. Ключевой транзистор VT1, диод VD5 и выпрямительные диоды VD1-VD4 через слюдяные прокладки необходимо установить на общий радиатор площадью 300 см2. Транзистор после нескольких часов испытаний был чуть теплый, правда там поставил схему составного транзистора:

   В качестве диода VD5 перед дросселем L1 можно использовать любые доступные диоды с барьером Шоттки, рассчитанными на ток не менее 10А и напряжение 50В. Для выпрямителя можно использовать любые мощные диоды на ток 10А или диодный мост. Сопротивление шунта в схеме желательно подогнать под требуемое. Диапазон регулировки выходного тока зависит от соотношения сопротивлений резисторов в цепи вывода 15 микросхемы. В нижнем по схеме положении движка переменного резистора регулировки тока напряжение на выводе 15 микросхемы должно совпадать с напряжением на шунте при протекании через него максимального тока. Переменный резистор регулировки тока R3 можно установить с любым номинальным сопротивлением, но потребуется подобрать смежный с ним постоянный резистор R2 для получения необходимого напряжения на выводе 15 микросхемы. Переменный резистор регулировки выходного напряжения R9 также может иметь большой разброс номинального сопротивления 2...100 кОм.

   Подбором сопротивления резистора R10 устанавливают верхнюю границу выходного напряжения. Нижняя граница определяется соотношением сопротивлений резисторов R6 и R7, но её нежелательно устанавливать меньше 1 В. Микросхема установлена на небольшой печатной плате 45 х 40 мм, остальные элементы схемы установлены на основание устройства и радиатор. Монтажная схема подключения печатной платы приведена на рисунке справа. В схеме использовался перемотанный силовой трансформатор ТС180, но в зависимости от величины требуемых выходных напряжений и тока мощность трансформатора можно изменить. Это зарядное устройство кроме своего прямого назначения может использоваться и как мощный лабораторный БП с регулируемым ограничением выходного тока.

   Реальные испытания показали, что и как ЗУ и как БП устройство работает отлично. Главное - настроить правильно. Во время сборки случайно закоротил концы и ни чего не произошло - только дроссель издал свистящий звук, но схема осталась жива. Из чего можно сделать вывод, что она не боится кратковременных КЗ. Автор конструкции: Bor

el-shema.ru